В бывшем Советском Союзе одним из самых популярных противоугонных средств была «секретка» спрятанный в подкапотном пространстве или потайном уголке салона дополнительный выключатель зажигания. В постсоветские времена выяснилось, что это устройство не чуждо и миру капитала. Правда, там над ним хорошенько поработали, в результате получилось устройство, которое назвали иммобилайзером.
Главная задача иммобилайзера разорвать одну или несколько жизненно важных для работы машины электрических цепей и таким образом воспрепятствовать угону. При использовании дополнительных устройств, например электромагнитных клапанов, возможна блокировка работы неэлектрических систем. Основная особенность иммобилайзера заключается в том, что при его разрушении или несанкционированном отключении системы автомобиля остаются блокированными.
Стремление как можно надежнее защитить машину от угона привело к разработке более сложных конструкций. Так появились устройства, которые называют противоугонными системами. Одна из них «Векта», в которой основной блок выполнен неразборным, все провода одного цвета, причем некоторые из них ложные. «Векта» позволяет разрывать четыре цепи, а еще в двух изменять полярность проводов.
Обратите внимание на то, что иммобилайзеры и сигнализация различаются по уровню защиты и количеству основных и дополнительных функций. При этом цена их зависит от обоих обстоятельств. Высокая стоимость системы отнюдь не признак высоких охранных свойств. Возможно, в ней очень много вспомогательных функций.
Запущенный двигатель и едущий в нужном направлении автомобиль не одно и то же. На этом постулате базируется последний рубеж защиты машины. Его составляют всевозможные механические системы замок руля, педалей, трансмиссионный замок... Если есть основания опасаться, что машину утащат на буксире, можно применить блокиратор.
Теперь перейдем к практическим вопросам. Посмотрев рекламу, можно легко убедиться, что противоугонные устройства весьма разнообразны.
Нужно оценить особенности использования вашего автомобиля: какой он марки, каково его техническое состояние, где, как и с кем вы обычно ездите, где регулярно оставляете машину, где она находится ночью и т.д. В зависимости от этого следует оценить риск угона. Благодаря этому вы будете точно знать, сколь велики жертвы, которые можно принести ради сохранности машины.
Грамотный менеджер в фирме, где устанавливают противоугонные системы, должен выяснить, что вам нужно. Кроме того, никто лучше него не знает особенности имеющихся в наличии систем и приборов и никто так не сможет помочь вам подобрать нужную конфигурацию и комплекс защитных средств. Поэтому отнеситесь с большим вниманием ко всему, что вам расскажут. Однако не стоит забывать, что у менеджера есть свои интересы.
Порой неопытные люди тычут пальцем в самые дорогие системы, полагая, что они самые лучшие. Потом они приезжают с просьбой отключить одну функцию, затем другую... В конце концов у них возникает вопрос: за что же заплачены такие деньги? Не переоценивайте своих возможностей. Если вы столкнулись с противоугонными системами впервые, выбирайте наиболее простые в управлении. Вы не знаете, что такое «взбесившаяся сигналка»? Значит, вам повезло с соседями. Чаще всего сигнализация «сходит сума» из-за неправильного с ней обращения и неспособности хозяина машины разобраться в основных и дополнительных функциях. И дело здесь вовсе не в бестолковости отдельных автовладельцев. Ведь если машина «взбунтуется» из-за срабатывания противоугонной системы, неопытному человеку очень трудно сообразить, что к чему. Поэтому не забудьте взять у того, кто устанавливает сигнализацию, инструкцию пользователя и не ленитесь с ней немного попрактиковаться. В пустынном, разумеется, месте.
Впрочем, сигнализация может «взбеситься» не только из-за неправильного обращения. Поэтому вопрос о ее надежности очень актуален. Она в большой степени зависит от установщика. Тут приходится полагаться на его репутацию и гарантийные обязательства. Но не менее важна исправность автомобиля. Так что если хотите защитить подержанную машину, заранее приготовьтесь к дополнительным расходам на ремонт замков и электрооборудования...
СИГНАЛИЗАЦИЯ
Изначально идея заключалась в том, чтобы известить владельца о покушении на его любимца. Современная сигнализация далеко ушла от примитивных систем на «двух кнопках». Практически она имеет дистанционное (от брелка) включение с помощью инфракрасных лучей или радиоволн. В последнем случае применяется блочная архитектура: основной блок может работать с широким набором датчиков, выход можно подключать к штатному сигналу машины или сирене обычной или с автономным питанием, реагирующей на отключение электричества. Можно обойтись и без шума, если вместо сирены подключить пейджер (не путать с пейджинговой сетью), который запищит в кармане владельца машины при срабатывании сигнализации.
Не лишена современная сигнализация и противоугонных функций. Даже простейшая блокирует работу хотя бы одной электрической цепи. Принципиальное отличие от иммобилайзеров состоит в том, что при отключении питания блокировки, как правило, отключаются.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАМКИ
Еще лет десять назад в российской глубинке можно было увидеть не только грузовик, но и вполне респектабельную «Волгу» с торчащими из двери здоровенными проушинами для навесного «амбарного» замка.
Первыми на нашем рынке появились устройства, блокирующие рулевое колесо и педали. Автолюбители со стажем хорошо помнят эти массивные железяки жутковатого вида.
Стоит упомянуть «израильское чудо» Mul-t-lok (замок, фиксирующий рычаг переключения передач). Видимо, машину с «автоматом» эти устройства защищают лучше, поскольку механическая коробка позволяет буксировать автомобиль с выжатым сцеплением.
Следующий вид противоугонного устройства блокиратор колес, гроза нарушителей правил парковки.
Наконец последняя конструкция дополнительный замок капота. Правда, сам по себе он не представляет преграды для угонщика, ведь для запуска двигателя современного автомобиля не нужно открывать капот, а тем более багажник. Поэтому такие замки хороши лишь в качестве дополнительной меры, затрудняющей доступ к сигнализации или иммобилайзеру.
Абсолютной защиты не существует. В крайнем случае всегда можно погрузить легковую машину в кузов грузовика. Сегодня угон автомобилей это бизнес, и любители легкой наживы стремятся к сокращению издержек. Поэтому предпочтение они отдают машинам, «не осложняющим жизнь». Поэтому нужно создать угонщикам трудности.
Из всего многообразия функций сигнализации одна заслуживает отдельного рассказа. Это защита машины при разбойном нападении. Наиболее распространены Hight Jack и Black Jack.
Hight Jack включается с брелка, того, что ставит машину на охрану, или собственного. В принципе предусмотрено следующее: у вас отобрали машину, а самого вытянули. Вы сразу нажимаете кнопку. Дальше сразу или с небольшой задержкой глохнет двигатель и включается сигнализация. После этого привести машину в рабочее состояние с помощью брелков невозможно. Разумеется, включить Hight Jack нужно до того, как машина уедет за пределы действия брелка. Недостаток состоит в том, что выталкивают, как правило, из машины, в которой остаются ключи и брелок, поэтому нужно иметь при себе дополнительный или хотя бы хранить основной отдельно.
Black Jack включать не нужно. Его необходимо выключать обычно после каждого открытия двери. В противном случае он предупреждает забывчивого водителя, а затем останавливает двигатель, но в момент, когда угонщик «сбросит газ», что делает остановку машины более безопасной.